Хакасия катится в финансовую пропасть?

Поделиться новостью
Экономика

В первом квартале этого года Хакасия недосчиталась 4,5 млрд. рублей. Это связано с резким падением поступлений налога на прибыль организаций – сокращение составило более чем в 8 раз.

У правительства Хакасии было время исправить ситуацию, но оно бездарно упущено, считают федеральные эксперты. Первый тревожный звоночек прозвенел ещё весной прошлого года, когда резко сократился вывоз угля в западном направлении, и его экспорт пришлось переориентировать на восток. Теперь уголь продается в Китай и страны Азии, куда его доставляют по Транссибу. Возможности жд ветки ограничены, а регионов, желающих реализовать свои товары напротив много. Хакасии в этих грузоперевозках, места оставалось всё меньше, поэтому летом 2022 года руководители угледобывающих компаний начали бить тревогу, объясняя республиканским властям, что, если Хакасия не добьется увеличения объемов вывоза основного экспортного товара, республику ждут сложные времена. На тот момент уже было известно, что АО РЖД планирует сократить вывоз угля из республики на экспорт в восточном направлении в июле-декабрь 2022 года до 1,6 млн/тонн. Для угольной отрасли Хакасии это настоящий удар. В настоящий момент мощность угольных предприятий республики составляет около 30 млн/тонн в год или 2,5 млн/тонн в месяц. То есть за полгода нормальной работы разрезы добывают порядка 15 млн/тонн. Однако, установленный в 2022 г. лимит был почти в 10 раз меньше. Вот и получается, что при вывозной квоте в 10% от производственной мощности хакасским предприятиям неизбежно пришлось останавливать добычу.

Стоит отметить, что губернаторы соседних регионов - Кузбасса, Красноярского края, Иркутской области, Тывы, сумели отстоять интересы своих предприятий в части квот на вывоз. Под давлением производственников и общественников Валентин Коновалов также съездил на встречу с руководством РЖД, но реальной пользы для угледобытчиков Хакасии, эти вояжи не принесли, так как транспортный коридор для нашего угля расширен не был.   

 «С учетом того, что все угольные регионы, их более 11-ти, на сегодняшний момент переориентировали свои отгрузки на Восток, конечно, инфраструктура РЖД переполнена. Но! Хотелось бы что сказать – каждый регион отстаивает свои объемы, отстаивает сам, защищает перед Минэнерго, перед Минтрансом, предоставляет цифры, которые предусматриваются к отгрузкам. Ситуация такая, что ограничивают и отбирают квоты у слабых, у тех, кто их не может отстоять», - подчёркивал руководитель угледобывающего предприятия разрез «Аршановский» Евгений Юдин.

В Правительстве РХ неоднократно отмечали, что о проблеме знают, но реальных подвижек к её решению, так и не произошло. Между тем, власти при каждом удобном случае ставили себе в заслугу рост поступлений от налога на прибыль. Буквально накануне, в ходе публичных слушаний по исполнению бюджета 2022 г. министр финансов Игорь Тугужеков и председатель комитета по бюджету республиканского парламента Олег Иванов подчеркнули, что действующему Правительству РХ удалось существенно нарастить доходы Хакасии. Цифры прошлого года действительно впечатляют -  за первый квартал 2022 г. налоговые и неналоговые поступление в республиканский бюджет составили 9 млрд 718 млн 58 тыс. рублей. Местные экономисты и федеральные эксперты отмечали, что этот рост обусловлен субъективными факторами подорожания угля и алюминия на внешних рынках, однако, если кабинет министров Коновалова не будет думать об увеличении объемов транспортировки одного из двух главных экспортных продуктов Хакасии (угля) доходы резко пойдут вниз. Так и произошло. Если за январь-март 2022 г. поступления от налога на прибыль дали бюджету 6 млрд 57 млн 680 тыс рублей, то за первые три месяца нынешнего года - лишь 739 млн 498 тыс. Статистика свидетельствует о сокращении поступлений более чем в 8 раз! Но как же так, ведь резкое падение доходов было легко спрогнозировать и соответственно предотвратить.

«Для решения проблемы у правительства Хакасии было время, но оно бездарно упущено", - комментирует ситуацию заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Тенишев

Тем более, что катастрофическое падение доходов началось не сегодня и даже не вчера. Во втором полугодии 2022 года поступления налога на прибыль организаций, с учетом произведенных возвратов налога, упали до 2,98 млрд. рублей, что на 14,92 млрд. меньше поступлений налога за первое полугодии 2022 года.

"Как вариант наверстать упущенное.  Для этого нужен политик федерального уровня, знающий систему работу Правительства РФ, имеющий связи и умеющий договаривается с руководством таких крупных госкорпораций как РЖД.  Кстати, у Правительства РХ был ещё один шанс достичь финансовой стабильности. Для этого надо было в течение 5 лет работать над диверсификацией экономики, то есть снижать зависимость от объемов продаж сырья на внешних рынках.  Но ничего для решения этих задач сделано не было, и если мы не преодолеем зависимость или не снизим её уровень, республиканский бюджет и дальше будет «лихорадить»"- отмечает эксперт.

Тенденции отрицательного роста с течением времени будут нарастать, что уже осенью может вылиться в крупнейший финансовый коллапс республиканского масштаба. И это только вершина айсберга, потому что при падающих объемах перевозок угля, отрасль рискует погрузиться в системный кризис, последствия которого отразятся на всей социально-экономической ситуации Хакасии. В угледобыче задействованы тысячи сотрудников – вместе с членами семей это десятки тысяч человек – если они останутся без доходов, существенно просядет сфера торговли и услуг, где также заняты жителей Хакасии. Кроме того, уже происходит спад поступления НДФЛ, который является самым легкособираемым налогом (в 1 кв. 2022 г. налог на доходы физлиц был собран в объеме - 1,4 млрд, а в 2023 г. - 1,15 млрд). Если республиканская казна опустеет - денег не будет хватать на выплату социальных пособий и заработной платы бюджетникам - Хакасия скатится в финансовую пропасть девяностых годов.

Выход все же есть. Чтобы решить проблему, необходима кардинальная смена социально – экономического курса Хакасии.